В настоящее время можно выделить следующие тенденции конструктивного совершенствования гидроприводов:

  • во-первых, это увеличение отношения передаваемой мощности к массе привода. Путем использования более легких металлов и сплавов конструкторы добиваются уменьшения общей массы привода, не ослабляя при этом его мощности;
  • во-вторых, это уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа, механизмы становятся более технологичными, рабочее давление в них повышается, а значит растет и мощность.

Очевидно, что указанные тенденции предъявляют особые требования к гидравлическим маслам, используемым в таком оборудовании. Учитывая специфику функционирования гидросистем — высокое давление и связанные с ним экстремальные нагрузки — для гидравлических масел крайне важно обладать хорошими противоизносными свойствами. В качестве противоизносной присадки во многих продуктах используют цинкосодержащие соединения. Они обладают рядом преимуществ и прекрасно справляются со своей функцией. Однако, для современных гидравлических систем этого иногда оказывается недостаточно.Для успешного функционирования в гидроприводах, конструктивные элементы которых содаржат цветные металлы и которые характеризуются крайне малыми зазорами между деталями рабочего органа, гидравлические масла должны обладать еще как минимум двумя важными характеристиками:

  • нейтральностью по отношению к длительно контактирующим с ними материалами (главным образом к цветным металлам);
  • отличной чистотой и фильтруемостью, особенно в условиях попаданияв рабочую жидкость воды.

Масла с цинкосодержащими присадкамидалеко не всегда соответствуют указанным выше характеристикам. Именно поэтому все большее распространение сейчас получают так называемые бесцинковые масла. Что оин собой представляют и как они функционируют в гидравлической системе, рассмотрим на примере серии масел ТНК Гидравлик ZF. Вместо цинкосодержащего в них используется беззольный пакет присадок, состоящих из аминных солей и сложных эфиров дитиофосфорной кислоты. Кроме отличных противоизносных свойств, данный пакет придает гидравлическим маслам химическую нейтральность и значительно улучшает их фильтруемость.

В современных гидросистемах машин и механизмов присутствуют детали из разных металлов: разных марок стали, алюминия, бронзы, которые могут подвергаться корозионно-химическому изнашиванию. Использование беззольных присадок делает масло ТНК Гидравлик ZF максимально соответствующим для удовлетворения требований химической нейтральности по отношению к различным металлическим поверхностям.

Наличие малых зазоров рабочих пар в современных гидросистемах (особенно оснащенных аксиально-поршневыми механизмами) выдвигает особые требования к чистоте рабочих жидкостей. Поэтому в составе гидравлических масел крайне нежелательно наличие механических примесей и воды, которые могут привести не только к износу элементов гидрооборудования, но и к заклиниванию деталей. Даже незначительное количество (0,05-0,1%) воды, попадающей в гидросистему с маслом или в процессе эксплуатации, ускоряет процесс окисления масла, вызывает гидролиз гидролитически неустойчивых его компонентов (в частности, присадок- солей металлов). Таким образом, вода способствует образованию шлака неорганического и органического происхождения, который забивает фильтр и зазоры оборудования. Перечисленные выше проблемы автоматически снимаются при использовании бесцинковых гидравлических масел. Обычные противоизносные присадки, содержащие цинк, обладают слабой гидролиттической стабильностью и разлагаются под воздействием воды, образуя загрязнения. Гидравлические масла на беззольном пакете обладают превосходной гидролитической стабильностью, то есть они не разлагаются под действием воды, благодаря этому свойству масла гарантируется чистота, а значит, и долгий срок эксплуатации гидравлической системы.

Указанные преимущества предопределяют выбор бесцинковых гидравлических масел в качестве предподчительных для использования в современных гидроприводах различных машин и механизмов.