Не обязательно дожидаться прощальной мелодии агонизирующей коробки передач. Крайности — такая же отличительная черта русского человека, как и хрестоматийная страсть к быстрой езде.

Если в компании автомобилистов речь зашла о масле, ни кому в голову не придет хвастаться тем, что «уже за был, когда последний раз менял масло». В вопросе своевременной замены моторного масла большинство автолюбителей демонстрируют высокую сознательность. Все мы знаем: с моторным маслом шутки плохи.

А теперь небольшой тест: спросите себя и своих знакомых — когда они последний раз меняли масло в коробке передач. Ну и?..

Парадокс не только в том, что неразумно сводить заботу о «здоровье» своего автомобиля лишь к своевременной смене моторного масла. Самое удивительное, что да же на некоторых автосервисах к вы бору масла в КПП и его регулярной смене относятся как к прихоти клиента. Отговаривать, конечно, не ста нут: любой каприз за ваши деньги. Хуже не будет. Но и лучше, с их точки зрения — вряд ли. Е

Опасное заблуждение

Хотя вряд ли могло быть как то иначе, поскольку на протяжении полутора десятков лет сам ВАЗ заливал в коробки «Самар» обычное моторное масло. Произошло это не от хорошей жизни: долгое время отечественных трансмиссионных масел просто не существовало. Так и родился миф о том, что специальных масел для коробок передач и не надо.

Чем чреват такой миф?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что представляет стандартная коробка передач переднеприводного авто. Технически образованному человеку объяснять ничего не надо, а обычного человека не будем изнурять описанием кронштейнов, картеров, валов, подшипников, сальников, шестерен, синхронизаторов и дифференциалов. Просто на секунду представим условия, в которых функционируют упомянутый агрегат. Нередко они близки к экстремальным. И когда вы переключаете первую передачу при 40 градусном морозе, и когда температура в коробке может достичь 120 градусов!

Перед создателями качественного трансмиссионного масла стоит невероятно сложная и противоречивая задача. Ведь даже моторное масло можно условно разделить на «зимнюю» синтетику, и более подходящую для высоких температур полу синтетику и минералку. Масло в коробке передач не бывает сезонным, оно обязано одинаково хорошо работать в любое время года на протяжении 75 000 км. Так как это делает бестселлер от ТНК под названием «Транс КП Супер 75W 85».

Масло должно устранить трение, чтобы не было износа деталей. Но при этом масло одновременно должно обеспечивать достаточный уровень трения, иначе синхронизаторы не будут работать — ведь принцип их действия основан на том, что кольца синхронизаторов трутся друг о друга. Совместить два таких взаимоисключающих требования в одном масле позволяют разнообразные химические присадки. Они улучшают различные свойства продукта, делая его более приспособленным к различным режимам использования. Однако и здесь есть свои сложности: присадки — это химически активные вещества, по этому они вступают в реакцию с раз личными поверхностями, при этом химические реакции присадок с черными металлами — одни, а с цветными, из которых изготавливают синхронизаторы — принципиально иные. А есть ведь еще и резиновые уплотнения, которые также сохраняют эластичность при контакте далеко не со всеми видами масел.

Поэтому не ищите идеального универсального масла. Такого в при роде не существует. Выбирать надо оптимальное, подходящее непосредственно для коробки именно вашей машины.

Если ваш автомобиль — ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 и ВАЗ 1111, то речь может идти только о группе ТМ 4 (или GL 4). Специфика заключается в том, что присадки, содержащиеся в маслах данной группы, гораздо менее активно вступают в реакцию с цветными металлами, чем это делают, скажем, трансмиссионные масла группы ТМ 5 (или GL 5), предназначенные в основном для использования в задних мостах. Поэтому при использовании правильного масла, синхронизато ры, состоящие из цветного металла, служат гораздо дольше.

На протяжении нескольких лет уникальным отечественным трансмиссионным маслом для переднеприводных автомобилей было масло ТНК Транс КП 80W 85 — разработанное совместно с Научно техническим центром АВТОВАЗа специально для коробок передач «восьмого» и «десятого» семейств.

Сегодня появился выбор

— В конце прошлого года компания «ТНК смазочные материалы» выпустило новое масло для автомобилей с передним приводом — ТНК Транс КП Супер 75W-85, — рассказывает руководитель группы трансмиссионных масел ОАО «ВНИИ НП» Т.В. Шестаковская.
— В процессе работы в коробке передач скапливается влага и конденсат, приводящие к коррозии. ТНК Транс КП Супер образует на поверхности деталей масляную защитную пленку и вытесняет влагу с поверхностей металлов. Как черных, так и цветных. Масло не образует пены, которая в лучшем случае является причиной задира и преждевременного износа, а в худшем, когда пены скапливается слишком много, приводит к выходу из строя коробки передач.
— В чем же отличие от масел класса вязкости SAE 80W 85? Или, проще говоря, от того же хрестоматийного ТНК Транс КП без при ставки «Супер»?
— «Транс КП Супер» обеспечивает легкое переключение передач при температуре воздуха даже минус 40°С. Можно сказать, что это масло создано специально для эксплуатации в суровых условиях.

Суровые условия — это не только российский Север. В широком смысле, любой российский мегаполис, где существует проблема пресловутых «пробок», да и просто при частом переключении передач в режиме городской езды — это и есть суровое испытание для автомобиля в целом, и для коробки передач в частности.

…Любой владелец «Самары» или «десятки», предпочитающий активный стиль вождения, должен запомнить звуки, которыми коробка передач извещает о своем состоянии. Хруст при быстром переключении с первой передачи на вторую означает пробой синхронизатора. Гул — это, как правило, лебединая песня подшипника. Сальник течет бесшумно, хотя лучше бы он не молчал.

В принципе, какие бы мелодии не исполняла ваша КПП, в них нет ничего фатального. При известных трудо и финансовых затратах все «лечится».

Вопрос предпочтений — отслеживать все эти болезни самостоятельно или, образно говоря, доверить заботу синей канистре с узнаваемым логотипом. Думайте сами, решайте сами:

Сергей Светлов