На рынке смазочных материалов (СМ) для потребителей существует два альтернативных варианта их получения:

1.  в разливном виде;
2.  в фасованном виде.

В первом случае стоимость СМ считается наименьшей, поскольку продукт закупается крупным оптом, но при этом его доставка до потребителя укладывается в следующую схему:

• затаривание на НПЗ в цистерны и отгрузка по ж/д (60-70тн);
• получение на оптовом складе и перелив в аккумулирующие емкости склада ГСМ (25-300тн);
• затаривание в бензовозы и доставка до потребителя (3-18тн);
• складирование на участке потребления в емкости среднего объема (10-60тн);
• раздача участковым механикам и машинистам в емкости потребителя (10-200л);

Во втором случае стоимость СМ считается сравнительно большей и возрастает обратно пропорционально емкости фасовки на заводе-изготовителе (от бочек в 100-216л до канистр 50-10л и менее). В то же самое время механизм доставки укладывается в очень простую схему:

• цех затаривания НПЗ (емкости согласно спроса);
• конечный потребитель СМ (участок, цех, забой);

Следует отметить, что закупочная цена продукта в первом случае может быть дешевле на 20-40% по сравнению со вторым. Но вот та длинная цепочка, по которой проходит нефтепродукт от завода-изготовителя до конечного потребителя, отчетливо показывает, где и на сколько могут возникать количественные и качественные потери СМ. Если сложить все нормативные потери по пути следования, то это даже при очень скромном подсчете будет выглядеть так: 1,5% + 1% + 1% + 3% + 2% = 8,5% т.е. стоимость продукта за счет потерь уже увеличится как минимум на 8,5%.

Следует также обязательно учесть, что на всех этих этапах в СМ происходит попадание механических примесей, воды, накопление конденсата, не слитых остатков ГСМ в топливопроводах, насосах, бензовозах и промежуточных емкостях — особенно в зимнее время. И чем больше по своим размерам складские резервуары, тем реже они чистятся и тем больше в них накапливается конденсат и механические примеси, а «мертвые» остатки в них могут составлять 5-7% от общего объема, которые с течением времени даже не подлежат сертификации. Посчитаем эту величину как потери в 0,5% с оборота СМ. В качестве промежуточных емкостей чаще всего используются емкости кустарного производства, старые бочки, канистры, огнетушители и прочее. Не забудьте также всевозможные проливы, недовесы и воровство, являющиеся неотъемлемой частью нашего времени. Наберется еще не менее 3-5%, списываемых «на усушку и на утруску».

В итоге только на стадиях транспортировки, хранения и раздачи реальные потери СМ могут составлять 12-14% и более от первоначального объема, что соответствует такому же удорожание продукта. Плюс все транспортные и накладные расходы, которые теперь можно переложить с потерянного товара на оставшийся! Чаще всего эти потери списываются не как «транспортные», а как технологические или как «повышенный расход СМ», объясняемый старостью техники, аварийными порывами магистралей, РВД и проч.

Нельзя не отметить тот факт, что во всем цивилизованном мире только сырую нефть и топливо доставляют в ж/д цистернах, а в автоцистернах перевозят топливо и основу для масло-производства. Готовые же СМ фасуют под конечного потребителя в специализированные платиковые кубы, евробочки и более мелкую тару: 60, 20, 5, 4, 1 литров. И никак иначе! Уж слишком велики потери и велика стоимость самих материалов!

ВЫВОД ПЕРВЫЙ

Смазочные материалы, поставляемые в фасованном виде, существенно приводят к их экономии за счет сокращения потерь на стадиях транспортировки, хранения и раздачи.

Отдельный вопрос о качестве получаемого продукта. Как правило, если вы получаете СМ в цистернах с НПЗ, то лаборатория проверяет его качественные характеристики и дает разрешение на слив в хранилище. Все гораздо сложнее, если получение СМ происходило в бензовоз на коммерческой нефтебазе или у неизвестного поставщика, заинтересовавшего вас низкой ценой, которая всегда указывает на сомнительное происхождение товара и как следствие — «неопределенное» качество.

Предъявить претензию поставщику за плохое качество вы уже не можете, поскольку перед наливом в бензовоз проба не берется, а лишь выдается сертификат соответствия. После получения поставщик за чистоту ваших складских емкостей и транспортного средства ответственности не несет! При этом вся вина возлагается на работников вашего предприятия, занятых на транспортировании и обслуживании склада ГСМ, ну а некачественному продукту, который пенится, выпадает в осадок или имеет низкую температуру вспышки один путь — в печку, в качестве топочного мазута.

ВЫВОД ВТОРОЙ

Работайте только с проверенными поставщиками, которые на рынке находятся не один год и имеют хорошую репутацию.

Но это самые простые и самые безобидные потери денег, которые якобы оправдываются более низкой ценой продукта. Пусть будет так! Только вот как быть с сокращением ресурса работы дорогого горно-шахтного, транспортного или строительного оборудования? Как быть с возрастающими расходами на запасные части и ремонтные работы? А вынужденные простои дорогого оборудования и потеря производительности труда на основных технологических операциях?.. Пусть ваши экономисты подсчитают эти убытки, и они во много раз превзойдут ту мизерную экономию на дешевых СМ, на которые ориентируют снабженцев!

ВЫВОД ТРЕТИЙ

Качественные смазочные материалы способствуют сокращению расходов на ремонтные работы, сокращению вынужденных простоев, повышению коэффициента использования оборудования и повышению производительности труда.

Если всецело взглянуть на эту проблему, то выводов можно сделать гораздо больше, и каждый будет только в пользу применения сертифицированных и качественных смазочных материалов. Вот эти веские преимущества, по которым следует отдать предпочтение фасованным нефтепродуктам перед разливными:

• Качество масел гарантируется заводской фасовкой в чистую тару. Заводской сертификат имеет силу в течение 5 лет.
• Возможность поучения, транспортировки и хранения СМ большого ассортимента и спектра назначения от одного поставщика.
• Нет необходимости в получении лицензии на открытие склада ГСМ и хранение СМ.
• Отсутствие в хозяйстве предприятия специализированного транспорта, требующего периодическую сертификацию и калибровку. Для доставки нескольких видов СМ на удаленные строительные участки, горные забои и проч. достаточно одного среднетоннажного грузовика.
• Отсутствие специального огне- и взрывобезопасного оборудования на складах ГСМ.

Использование сертифицированных СМ приводит к сокращению:

• поломок дорогостоящего специализированного оборудования, дорожной, строительной техники и горно-шахтного оборудования;
• прямых расходов на ремонт оборудования;
• затрат на покупку, доставку запчастей и поддержание остатков на складе;
• вынужденных простоев оборудования по причине ремонтов;
• расходования самих СМ.

Использование качественных СМ приводит к увеличению:

• производительности труда рабочих;
• эксплуатационного ресурса оборудования и техники;
• коэффициента использования оборудования.
Использование фасованной продукции также способствует:
• повышению культуры производства;
• улучшению условий труда;
• снижению загрязнения окружающей среды на складах ГСМ и рабочих участках;
• повышению ответственности обслуживающего персонала за состояние техники;
• упрощению складского учета товаров и снижению хищений.

Надеемся, что мы достаточно полно рассмотрели эту проблему и определили явные резервы для сокращения затрат. И если вы первый руководитель на предприятии или инженер, которому не безразличны финансовые результаты вашей деятельности, то наверняка задумаетесь над этой проблемой, попытаетесь ее проанализировать применительно к своим условиям.

А результат обязательно будет и будет только положительным!