Помните ли вы некогда знаменитую «рязанскую всесезонку»?

Наверняка помните. Это качественное и в то же время недорогое масло можно было купить по всему Союзу как в канистрах, так и на розлив. Рязанский маслоблок был самым крупным в СССР. Он начал работать еще в 1968 году, так что сегодня история предприятия насчитывает 37 лет. Правда, от прежнего производства осталось разве что место расположения. Ведь тогда нельзя было и мечтать о европейских стандартах, тотальном контроле качества, высокой технологичности процесса, а также о производстве, в котором «человеческий фактор»сведен к минимуму. Коренные изменения в истории маслоблока РНПЗ произошли в 1995 году, когда завод вошел в состав Тюменской нефтяной компании. Новые менеджеры отлично понимали, что сделать из советского завода что-либо современное — задание не из легких. Именно поэтому к модернизации были привлечены известные западные инженерные и нефтехимические компании с многолетним опытом работы. Результатом их деятельности стало совершенно новое высокотехнологичное производство.

Любому автолюбителю важно осознавать, что «сердце» его машины доверено качественному маслу. Однако лишь самые опытные знают, насколько сильно влияет на конечный результат использование компанией-производителем собственных базовых масел. В этом и заключается одно из главных преимуществ продукта под брендом «ТНК». Компания использует только собственные базовые масла, а также пакеты при- садок ведущих химических компаний — Ethyl, Infenium, ChevronOronite. Но если высококачественными присадками в наше время удивить сложно, то собственным базовым маслом похвастаться могут очень немногие производители. В условиях дефицита базовых масел масляные компании, не имеющие собственного нефтеперерабатывающего производства, вынуждены закупать сырье у нескольких поставщиков. Масла, которые производятся из разных типов нефти, порой существенно отличаются по своим характеристикам, что в результате может привести к нестабильному качеству продукции. Преимущество же собственной базы — в стабильном качестве и в то же время невысокой цене конечного продукта.

От скважины до смешивания.

Изменения, произошедшие на Рязанском масляном производстве, впечатляют своим комплексным подходом. Это и модернизация маслоблока, и внедрение принципиально новой системы контроля качества, и, как итог, начало производства масел по западной технологической рецептуре в соответствии с требованиями и классификациями Американского института нефти, Европейской Ассоциации автомобильных производителей и Европейской Ассоциации автомобильных инженеров. Однако стержневым элементом всех этих преобразований стало создание принципиально новой системы контроля качества, отвечающей европейским и мировым требованиям. Такая система — это и рыночная необходимость, и, одновременно, внутреннее требование компании «ТНК смазочные материалы», входящей в группу компаний «ТНК-BP» — совместного предприятия, объединяющего активы Тюменской нефтяной компании с западным опытом и инвестициями всемирно известной British Petroleum. Производственный процесс подвергается контролю на всех этапах — от входного анализа нефти до выходного анализа с каждого наливного насоса. Новая система потребовала создания современной лаборатории, позволяющей осуществлять все необходимые операции в непрерывном режиме. Сегодня в лабора- тории маслоблока трудятся 52 квалифицированных специалиста, которые проводят до 250 анализов ежесуточно. Здесь есть также моторные стенды для испытаний по методикам «ВАЗ» и «КАМАЗ», благодаря которым технологам «ТНК смазочные материалы» удается находиться на шаг впереди требований, предъявляемых этими автопроизводителями к маслам. Таким образом, основные этапы проверки качества — это входной контроль нефтяного сырья, базовых масел, готовых масел на выходе из цеха смешения и, наконец, контроль при входе в цех фасовки.

От полиэтилена до палеты

Двадцать пятый цех РНПЗ на особом счету. Здесь масла ТНК получают свой товарный вид. Поначалу весьма сложно разобраться в про- исходящем здесь процессе: огромный корпус довольно плотно напакован всевозможными резервуарами, роботами-автоматами… И при этом на весь цех всего два человека. Однако по мере ознакомления с работой предприятия все становится понятным: на одном конце цеха — емкость с гранулированным полиэтиленом, из которого здесь же выдувается канистра, на другом — готовый продукт в виде канистр с маслом, которые тут же фасуют в ящики, а затем в палеты. Сразу вспоминается эпизод из фантастического фильма «Пятый элемент», где героиня кладет в микроволновую печь таблетку и, нажав на кнопку, достает аппетитную жареную курицу. Чтобы гарантировать потребителю защиту от подделки, на РНПЗ смонтированы две итальянские фасовочные линии, позволяющие практически одновременно производить канистру, наполнять ее маслом и упаковывать. Внешне процедура очень похожа на розлив пива в баре. Только бармен — робот, и скорость розлива — до 900 пятилитровых, до 2000 четырехлитровых и до 3000 литровых канистр в час. Последний этап, когда ящики скрепляются стрейч- пленкой в большие палеты, проходит в большой прозрачной камере, которая одновременно является электронной весовой. Точнейшие данные о весовых характеристиках продукции тут же поступают на электронное табло. Все измеряется вплоть до грамма, ошибка исключена. Несмотря на популярность и огромные объемы продукции на украинском рынке, «ТНК» остается маслом без подделок. Помимо классических для многих производителей защитных элементов — голо- граммы, мерной полосы, стопорного кольца, запаянной фольгой горловины — каждая канистра ТНК имеет восемь степеней защиты и подвергается конвейерной маркировке (на тыльной этикетке), в которой указывается партия и точное время изготовления продукта (вплоть до секунды). Когда пытаешься мысленно охватить все производство, развернувшееся на Рязанском заводе, приходишь в восторг. Сложный и одновременно полностью автоматизированный процесс настолько четок и выверен до мелочей, что начинаешь понимать: к нам наконец-то пришли передовые европейские технологии. Такие компании, как «ТНК — смазочные материалы», постепенно приучают нас, автолюбителей, к должному высокому уровню качества. Такому, к которому давным-давно уже привыкли европейцы.

Сергей Светлов